×

Психологический портрет Паратова из фильма «Жестокий романс»

Психологический портрет Паратова из фильма «Жестокий романс»

Уважаемые читатели, предлагаю сегодня разобрать психологический портрет главного героя пьесы «Бесприданница» Паратова Сергея Сергеевича. 

Паратов — яркий образ представителей той части дельцов, которым была свойственна безнравственность и совершение недостойных поступков в эпоху конца 19 века России.

Знакомство с Сергеем Сергеевичем Паратовым

  • Сергей Сергеевич Паратов — блестящий барин, судовладелец. Он обладает привлекательной внешностью, модно и  шикарно одевается, умеет  привлечь к себе внимание окружающих смелыми, безрассудными, но часто безответственными поступками. Паратов умеет пустить пыль в глаза, закатить шикарный банкет, устроить дорогущую  прогулку по реке на собственном пароходе. В городе он невероятно популярен и влиятелен. Его друзья — самые богатые купцы и известные люди в городе.
  • С первых же  строк пьесы мы видим, что Паратов демонстративно нарушает запреты. Очень уж ему хочется казаться повелителем обстоятельств, вожаком шумной ватаги не важно кого — бурлаков ли, матросов ли, купцов, лишь бы быть главным. Паратов, как нож в масло, вхож в любую компанию, он тут же берет верх и заставляет себя слушаться, кого из-под палки, а кого с благоговением и любовью. Паратова обожают в городе. Не щадя белых одежд своих, обнимается Паратов с закопченными матросами на своем пока еще пароходе, быстроходной «Ласточке».
  • Паратов не желает быть вторым. Если впереди идет другой пароход, его нужно обогнать. И плевать, что машина может не выдержать: «Кузьмич, прибавь! Всем ребятам по червонцу дам!». Азарт Паратова передается капитану, спокойному и уравновешенному человеку. Под обаяние Сергея Сергеевича попадает вся команда, его искренне любят и не подведут. Он обещал щедро заплатить!

Знакомство с Сергеем Сергеевичем Паратовым

Характеристика Серея Сергеевича Паратова

Паратов демонстративно любит своих людей. Страшен гнев Паратова на Карандышева, когда тот позволил себе презрительный отзыв о бурлаках. Он требует, чтобы Юлий Капитоныч немедленно извинился, ведь оскорбив бурлаков, Карандышев посмел оскорбить и Паратова: «Я судохозяин и вступаюсь за них; я сам такой же бурлак». Впрочем, деморализованный гневом Паратова Юлий Капитоныч и сам готов на попятную. Понятно, что никакой Паратов не бурлак и никогда им не был. Бурлаки работают на него, он же мот и кутила за счет рабского труда не имеющих другого источника пропитания людей.

  • «Торгашеского нет во мне», — бахвалится Паратов, на самом деле, именно торгашеского-то в нем предостаточно, любимой женщиной «торганет», глазом не моргнет. Без копейки денег, но в дорогой одежде, мот, транжира, хвастун и позер, Паратов таскает с собой всюду актера Робинзона, подобранного им на острове, куда тот был высажен с другого парохода за непотребное поведение. Шут при короле — один из атрибутов власти. Прекрасный актер замечательно показывает мелочность, продажность и ничтожество своего героя, а следовательно, несоответствие амбиций Паратова заявленному статусу. Если свита делает короля, то Робинзон может «сделать» лишь сомнительного короля Паратова.
  • Паратов кажется смелым и сильным. Он ставит стакан на голову, чтобы заезжий офицер продемонстрировал свою меткость в стрельбе из пистолета. После выстрела осколки стакана Паратов невозмутимо смахивает, а потом одним выстрелом выбивает из рук Ларисы часы (в пьесе — монету). Сергею Сергеевичу ничего не стоит приподнять и передвинуть экипаж, чтобы Лариса могла пройти, не замочив ног в луже. Карандышев пытается повторить это, но, увы, сил ему не хватает, он снова смешон.

 Психотип Паратова

Паратова можно смело отнести к категории грандиозный нарцисс. Всё в его образе, в его появлении говорит об этом. Он врывается в жизнь героини как тайфун, его можно назвать человек-праздник, настоящий фейерверк. Вокруг него всегда веселье, цыгане с танцами, рисковые развлечения. Сергей Сергеевич любит жить на широкую ногу в роскоши и признании своего величия.

  • Он не в силах вынести однообразия жизни, поэтому быстро начинает скучать от обыденности и серости. Внутри пустота, от которой всё время нужно отвлекать внимание.
  • Идеально посаженный белый костюм, его манеры, его легкость в общении и небрежность в финансовых вопросах – всё это создает вокруг него ореол загадочности и желанности. Завоевать внимание и сердце девушки ему ничего не стоит.
  • У этого героя «говорящая» фамилия. Значение фамилии Паратов очень ему подходит. Охотники называют сильного, смелого, бойкого, быстро бегающего зверя паратым. Сергея Сергеевича тоже отличает энергичность и бесшабашная смелость.
Нарциссы хороши и эффектны в своих проявлениях. Их образ заточен под самодостаточность, успешность, уверенность и силы. Но это только маска, за которой прячется неполноценность, самобичевание и страхи.

Как у нарцисса, все его ценности во внешнем: власть, достаток, социальное положение. И он не готов рискнуть ничем ради отношений. Для него существуют только влюбленности, мимолетные и яркие, и браки по расчету. Поэтому он с легкостью отказывается от Ларисы ради выгодной партии.

У нарциссов «скользкая» манера общения. Они «обтекают» тему взаимоотношений и общаются полунамеками. Он ничего ей не обещает, но и прямо не заявляет, что никогда не женится на бесприданнице.

Показательно, что Паратов вспомнил о своих чувствах к Ларисе, когда та собиралась замуж за другого. Он ощутил удар по самолюбию и стал обвинять девушку за предательство (хотя сам был уже венчан). Герой разыгрывает сцену брошенного влюбленного, вынуждая Ларису признаться ему в чувствах. Он унижает прилюдно ее неказистого жениха, лишь бы почувствовать свое превосходство.

Нарциссы внимательно выбирают как объекты любви, так и объекты мести. Вещь не может иметь воли, не может сопротивляться и должна боготворить.

Паратов холоден и жесток не только к «врагам», но и к любимой. Он совершенно не заботится о ее чести, о ее чувствах, о ее будущем. Для него существуют только личные мимолетные желания и страсти, чем это грозит остальным для него неважно.

Нарциссы эмоционально не участвуют в отношениях с другими, они находятся в контакте (и то частичном) со своими потребностями.

Отношения Паратова и Ларисы Огудаловой

Паратов поражает Ларису своим бесстрашием, и она всем сердцем тянется к нему: «Рядом с вами я ничего не боюсь». Это особая любовь, когда страха за себя просто нет.

Нет в истинной любви ни побед, ни поражений, есть только отдача себя другому без остатка. В такой любви нет места ревности или предательству, которые оба совершаются из эгоистического страха за себя. Лариса Огудалова способна на такую любовь, её зрительный вектор под влиянием любви к Паратову выходит из страха в любовь к единственному, как ей кажется, человеку, предназначенному ей природой. Она видит в Паратове не его суть, а образ, созданный её зрительным воображением. Зрительные женщины часто создают идеальные образы и наделяют ими реальных мужчин, ничего общего с этими образами не имеющих.

Отношения Паратова и Ларисы Огудаловой

Трагическая развязка пьесы

По отношению к Паратову Лариса «восходит к высокой степени безумства», т. е. из страха за себя и свою жизнь, из рационализаций ума о том, что можно, а что нельзя, из ограничений всяческих восходит к безграничной любви-отдаче, комплементарной альтруизму.

  • Паратов был крупным судовладельцем, у него были пароходы и баржи. Однако он стал почти банкротом из-за своей разгульной жизни. Год назад Сергей Сергеевич покинул Бряхимов для того, чтобы найти пути решения денежной проблемы. Сейчас он вернулся, чтобы продать Вожеватову пароход «Ласточку» и заодно «как можно веселей провести последние дни» своей холостой жизни: ему предстоит женитьба на богатой девушке, за которую ему дают в приданое золотые прииски.
  • Лариса полюбила Паратова за смелость и обаятельную внешность. Когда Сергей Сергеевич узнал, что Лариса выходит замуж за небогатого чиновника, он, чтобы показать девушке ничтожность её жениха, прилюдно его унижает. Когда девушка поверила в любовь и раскаяние Сергея Сергеевича, он выудил у неё признание в любви и, зная, что не женится на ней, пригласил кататься по Волге и обесчестил её.
  • Лариса согласилась ехать с Паратовым, потому что видела в нём идеал мужчины. Девушка, узнав, что он обручён с другой, говорит: «Что же вы молчали? Безбожно, безбожно!» Она нравственно сломлена. Паратов поручает Робинзону отвезти Ларису домой, а сам преспокойно удаляется в кофейную. Отношение Паратова к Ларисе эгоистично, ему безразличны её чувства и переживания.

Выводы

Промотав состояние, Сергей Сергеевич соглашается на кабальный брак с золотыми приисками, для подлости своей он не видит никаких моральных ограничений. Потеря состояния для Паратова означает потерю атрибутов власти, необходимых ему по роли «вождя». Для сохранения статуса самого богатого и щедрого кутилы Паратову ничего не жаль. Даже Ларисы. «Я потерял больше, чем состояние», — пытается оправдаться Паратов. Понятно, нищий, он не сможет более лидировать в группе купцов, правящих бал в новой капиталистической жизни. Быть хозяином хозяев жизни важнее всего для Паратова, это его амбиции и залог его успеха как лидера группы. Он не может, не умеет делать деньги, в этом смысле и «торгашеского нет» в Паратове, по его же словам. А значит, нет возможности подняться в иерархии иным способом, кроме выгодной женитьбы. Зарабатывать не умеет, а кутить хочется, амбиции очень высоки, не соответствуют способностям, приходится добирать за счет приданого жены. И его, по всей вероятности, прокутит рано или поздно, если дадут, конечно.

  • Прогнувшись под обстоятельства, Паратов являет истинного себя, продает свою «волюшку» за золото. А была ли волюшка, раз так легко продалась за деньги? Нет. Были потуги соответствовать заявленным амбициям. Это действительно больше, чем потеря состояния. Это потеря себя, унижение, несовместимое со статусом  вожака, но вполне переносимое, не смертельное.

Лариса умирает физически, но сохраняет душу. За это она и благодарит своего убийцу Карандышева: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!»

Для Ларисы жизнь без любви, в неживом состоянии красивой куклы для удовольствий за деньги немыслима. Паратов остается жить, но живым трупом, мопсом на золотой цепи капризной дамочки. «Я обручен» звучит в устах Паратова как «я обречен». Снова красивые слова для Ларисы. На самом же деле для Паратова Лариса уже в прошлом, у него короткая память. Погорюет, попоет с цыганами, да и за новую жизнь в роскоши и напускных братаниях с народом.

Образ Паратова в пьесе "Бесприданница"

Финал  пьесы «Бесприданница»

К сожалению, роль Паратова, антигероя  пьесы — продемонстрировать всю глубину человеческой подлости и низости: не задумываясь и ни о чём не сожалея, он ломает человеческие судьбы и заботится лишь о собственной выгоде. Подобные люди встречаются и в современном мире, именно этим и интересна и актуальная по сей день пьеса А.Н. Островского «Бесприданница».

Психология - это наука, которая изучает человеческое поведение, мышление и эмоции. Она – одна из самых важных профессий в современном мире, так как помогает людям понимать себя и других, решать проблемы и улучшать качество жизни.

Читайте также